В чём виноваты риелторы?

В интернете отзывы об агентствах недвижимости и риелторах полны ненависти. Если не брать откровенное мошенничество, то самые частые претензии – это хамство, настырная продажа неподходящих квартир и огромные цены на услуги. В этой статье я рассказал о причинах этих проблем и как решил их для себя. В конце статьи – несколько советов, как вести себя с риелторами.

Лишние просмотры

Во-первых, агентству нужно показать свою работу. «Посмотрите, нашли для вас с десяток вариантов всего за неделю!» И неважно, что семь из этих десяти квартир вообще не подходят под требования клиентов. Главное, что подобрали. Смысл таких просмотров исключительно в симуляции бурной деятельности.

Во-вторых, риелтор может слабо ориентироваться на рынке недвижимости и не может сказать, что покупатель получит за свои деньги. А чтобы клиент не ушёл в другое агентство, риелтор будет рассказывать сказки о шикарных квартирах за копейки. Понятно, что клиент на просмотре будет недоволен разницей между ожиданиями и реальностью. А риелтор будет себя оправдывать: «И что вы хотели за такие деньги?», «На что вам средств хватает, то и смотрим!» Дескать, это не агент плохие варианты подсовывает, а покупатель виноват, что у него мало денег.

В-третьих, изматывать покупателя экскурсией по квартирам – обычная практика. Сложно вспомнить планировку или этаж первой квартиры после десятка просмотров. Расчёт на то, что покупатели устанут ездить, откажутся от большинства требований и согласятся на любой вариант.

Как решил проблему в своей работе.

Перед началом подбора я присылаю покупателю несколько примеров квартир. После этого корректируем требования и начинаем ездить на просмотры. Чтобы приобрести лучший вариант, мы сразу начинаем с подходящих квартир. А если тратить время на просмотры ради их количества, то самые выгодные предложения купит кто-то другой.

Атмосфера таинственности

Риелторы редко объясняют свои действия. Дескать, всё что они делают – это для безопасности сделки и в интересах клиентов. А рассказать в чём эта самая безопасность состоит и как именно они защищают интересы – не могут.

Главная причина – некомпетентность. Риелторы сами не всегда понимают, что именно нужно сделать и для чего. В агентствах большая текучка кадров, поэтому много неопытных новичков. Большой стаж работы тоже не гарантия профессионализма – многие риелторы действуют по старым схемам, не задумываясь. А когда случается нестандартная ситуация, то впадают в ступор или давят авторитетом. 

Пример из практики: Я сопровождал альтернативную сделку. Один из собственников был несовершеннолетним. Поэтому для сделки нужно было разрешение органов опеки. Собирая комплект документов по альтернативной квартире, риелтор продавца заказал электронную выписку из ЕГРН, распечатал её и привез в опеку. Там, естественно, документ без синей печати не приняли. Горе-агент позвонил мне и спросил, где купить такую справку в бумажном виде. О том, что выписку из ЕГРН можно заказать не только на сайте Росреестра, но и в любом МФЦ, этот «профессионал» не знал.

Как решил проблему в своей работе.

Риелторы наводят тень на плетень, чтобы клиенты не разобрались в процессе и не могли обойтись без посредников. Я считаю такую позицию глупой. В конце концов, каждый знает, как помыть машину, но на автомойке это сделают качественнее и быстрее. Поэтому я не вижу ничего страшного в том, чтобы подробно объяснить всю схему сделки и рассказать об особенностях покупки. Да и клиентам спокойнее, когда они понимают, за что платят мне деньги.

Высокие цены на услуги

Агентства тратят много денег на рекламу, аренду офисов, поиск новых сотрудников. Эти расходы включены в стоимость услуг, поэтому за всё платят клиенты.

Чтобы получить больше прибыли, агентства берут за продажу и подбор дорогих квартир повышенную комиссию. Я считаю это неправильным. Стоимость услуг должна зависеть от объёма работы, а не от платёжеспособности клиента.

Сами риелторы объясняют свои гонорары «ответственностью за безопасность сделки». «Мы гарантируем вам юридическую чистоту квартиры!», «Если появятся какие-то проблемы, то наше агентство будет защищать вас в суде бесплатно!», «Мы подберем квартиру за три дня!» - агенты легко дают устные обещания. Однако в договорах, ничего из этого нет. Там полно расплывчатых формулировок: «Помощь в подборе квартиры», «Телефонная организация просмотра объекта», «Осуществление анализа правоустанавливающих документов», «Содействие организации процедуры государственной регистрации». О конкретных услугах нет ни слова.

Как решил проблему в своей работе.

Чтобы стоимость подбора была меньше, я работаю на себя, как индивидуальный предприниматель. Мне не нужно платить за офис, работу HR и лишних сотрудников. Цены на мои услуги фиксированные и не зависят от стоимости квартиры или суммы сделки.

Давление и хамство.

Риелторы любят навязывать своё мнение покупателям, иногда по-хамски «продавливая» нужную квартиру. Зачем им это? Оплату агенты получают от покупателя и, следовательно, должны защищать его интересы. Но есть одно «но». У большей части агентств есть свои квартиры на продажу. Если клиент купит объект того же агентства, которое подбирает ему жилье, то посредник сразу получит две комиссии: и с продавца, и с покупателя. Хлопот меньше, денег больше. Понятно, что тщательно проверять документы и квартиру агентство не будет. Вдруг выгодная для риелтора сделка сорвётся из-за текущего стояка или временно выписанного заключенного. А вот переделывать ремонт и судиться придётся покупателю.

Пример из практики: я подбирал квартиру одному военному в отставке. На просмотре, когда агент продавца завёл стандартную песню про «тихий двор», «чистую юридическую историю», «светлую и уютную квартиру», мой клиент дал команду: «Отста-аавить втюхинг! Сами разберемся, где у вас тут тихо, а где уютно.» Надо признать, способ оказался довольно действенным, чтобы остановить «продающую» презентацию от риелтора и спокойно посмотреть квартиру.

Как решил проблему в своей работе.

Если одновременно представлять и покупателя, и продавца, то возникает конфликт интересов. Поэтому я занимаюсь только подбором и покупкой квартир. И иногда беру альтернативные сделки. К тому же мне не нравится заниматься «втюхингом». А вот искать нужную квартиру, торговаться и разрабатывать схему сделки – дело интересное.

Как не попасться на уловки риелторов

  1. Не смотрите квартиры ради количества. Если за пять просмотров вам ничего не подошло, значит риелтор симулирует бурную деятельность. Пока вы занимаетесь перебором вариантов наудачу, нужную квартиру купит кто-то другой.
  2. Спрашивайте о сделке и документах. Вы имеете право знать, за что платите деньги риелтору.
  3. Попросите расшифровать непонятные пункты в договоре с агентством.
  4. На просмотрах не слушайте «продающих» риелторов. Их задача, чтобы вы купили квартиру, несмотря на её недостатки.

Чтобы выбрать хорошее жильё, покупателю нужно немного внимательности и наблюдательности. Удачной покупки!

Все статьи